Автор: Владимир Царьков

Существует большое количество разных лицензий на программное
обеспечение. Некоторые из них лишают человека права копировать
программу, изучать, модифицировать и распространять результаты
изменений ее исходного кода.

Компьютерные науки имеют много общего с кулинарией. Готовя пищу, мы
используем рецепты. То, будем ли придерживаться поваренной книги в
полном объеме или нет, зависит только от нас. Можно исключить некоторые
специи потому, что так посоветовал доктор, или изменить что-либо, на
свой вкус. Если получившееся блюдо понравится другу, мы даем ему копию
модифицированного рецепта. Представьте, что вас лишают права знать из
каких продуктов приготовлено блюдо, которое вам предстоит съесть,
запрещают изменять рецепты и давать их друзьям. Что вы будете
чувствовать? Что чувствует пользователь программы, находящийся в
зависимости от владельца прав на нее? Мало того, что подписывая
проприетарную лицензию вы лишаетесь права давать копии программы
друзьям (которые, с этической точки зрения, этого несомненно
заслуживают), вы еще и не можете быть уверены в том, что используемое
вами ПО не содержит вредоносного кода, ворующего ваши секреты. При
использовании проприетарной программы нужно отказаться от мысли, что
компьютер делает то, что хотите вы, а не третье лицо [1]. Несомненно,
что подобное состояние дел способствует нарастанию социальной
напряженности. Проявлением этой напряженности в киберпространстве
является появление компьютерных вирусов, взломы серверов, от которых
страдают простые люди, лишаясь информации, работы, средств к
существованию, получающие серьезнейший стресс от осознания своей
уязвимости и бессилия [2].

Есть два полярных метода борьбы с угрозами, которые влечет за собой социальная напряженность:

1) усиление контроля за технологиями

2) приобщение людей к культуре

Усиление контроля за технологиями (например, «trusted computing»)
может снизить риск, но став инструментом давления на разработчиков и
пользователей свободных операционных систем и прикладных программ, еще
более усилит напряженность в обществе. Налицо замкнутый круг: одни
стараются усилить системы защиты, другие пытаются их сломать [2].

Но выход есть. Нужно приобщать людей к культуре. Культура включает
то, что создано человеческим разумом и руками. Несомненно, что движение
за свободу киберпространства [3] — явление культуры. Используя
свободное программное обеспечение мы учимся взаимопомощи, учимся ценить
свою свободу. Открывая путь в мир культуры, мы не делаем из человека
изгоя (потенциального преступника), мы делам из него члена общества,
которому близки этические ценности общества и который понимает, что
даже, на первый взгляд, невинная забава со взломом соседского
компьютера является неправильной и аморальной. Данный подход к решению
проблемы доказал свою жизнеспособность. Ребенок, обученный мастером
боевых искусств, для которого цель духовного совершенствования
первична, никогда не станет использовать свои навыки со злым умыслом. В
компьютерных сетях многих университетов нет жесткой политики
безопасности, а есть сообщество людей для которых этические ценности и
возможность учиться гораздо важнее той выгоды, которую можно получить
своровав чужие секреты.

Приобщая людей к культуре, мы заботимся о нашем будущем, будущем наших детей и внуков.

[1] http://audio-video.gnu.org/audio/rms-speech-curitiba.ogg

[2] http://www.cs.berkeley.edu/~bh/hackers.html

[3] http://www.gnu.org

С вопросами обращайтесь по адресу: lipetsk-gnu-lug at bk period ru.

Copyright © 2006 Vladimir B. Tsarkov
Verbatim copying and distribution of this entire article are permitted
worldwide, without royalty, in any medium, provided this notice, and
the copyright notice, are preserved.

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34